Россия славится выдающимися архитектурными сооружениями. Этой тематике и посвящена коллекция монет «Архитектурные шедевры России» (Architectural Masterpieces of Russia). В серию на данный момент входит 11 монет, отчеканенных на монетном дворе Санкт-Петербурга (СПМД). На монетах изображены авторы и их знаменитые сооружения, построенные во времена Российской империи.
Номинал монет – 25 рублей, они имеют одинаковый диаметр, что обеспечивает их удобное хранение. Коллекция выпускалась с 2012 по 2017 годы. В период с 2012 по 2014 каждый год чеканилось по две монеты, в 2015 – три, в 2016 – выпуск был приостановлен. В 2017 году монетный двор отчеканил еще 2 экземпляра монеты серии архитектурные шедевры России.
Монеты, выпущенные до 2015 года, содержат на аверсе эмблему Банка России, номинал, пробу, год чеканки и содержание металла в сплаве. На монетах 2017 года вместо эмблемы Банка России появился герб Российской Федерации, а остальные элементы аверса поменяли свое положение. Реверс всех экземпляров, независимо от года выпуска, содержит сооружения, портреты авторов, их построивших, имена, а также цветное изображение капители ионического ордера.
Все монеты изготовлены из серебра 925 пробы, каждая монета весит 169 г, качество – Proof. Диаметр составляет 60 мм, а толщина – 6,6 мм. 7 видов монет, отчеканенных с 2012 по 2015 годы, выпущены тиражом по 1500 штук. Остальные монеты (2015-2017 гг.) отчеканились в количестве по 1000 экземпляров.
Монеты в серии
Константин Андреевич Тон (26.10.1794 – 25.01.1881) родился в Санкт-Петербурге в семье ювелира. В девять лет был отдан на обучение в Академию художеств, которую закончил в 1815 году с золотой медалью. С 1819 по 1828 год Тон побывал в Германии, Италии и Франции, был избран членом трех европейских академий, стал опытным реставратором и знатоком античности. Через два года после возвращения в Россию Константину Тону было присвоено звание академика, тогда же началась его преподавательская деятельность.
Первой работой архитектора в Санкт-Петербурге стала переделка парадных залов здания Академии художеств. Тон не только прекрасно справился с поставленной задачей, но и сэкономил значительную сумму денег. В 1831 году Константин Тон начал работу над одним из своих главных проектов – храмом Христа Спасителя в Москве. В 1838 году зодчий был назначен главным архитектором на строительстве Большого Кремлевского дворца. За эту работу архитектор получил орден святого Станислава первой степени. Одна из немногих сохранившихся работ архитектора – парадная пристань со сфинксами напротив Академии художеств. По проекту Константина Тона были построены первые вокзалы в России, в том числе Николаевский (ныне Московский) в Санкт-Петербурге.
Константину Тону довелось быть ректором Академии художеств. В период его ректорства академия выступала с инициативами по реставрации памятников архитектуры. По проектам Тона реставрировались Московский Кремль, Псковский Кремль, Ипатьевский монастырь в Костроме.
Заметным событием в конце жизни зодчего стало его избрание почетным членом Королевского института британских архитекторов.
Винченцо Бренна (1747–1820) – художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. Родился во Флоренции. Начинал обучаться архитектурному мастерству в своем родном городе, затем уехал в Рим, считавшийся тогда художественным центром Европы, и продолжил обучение во Франции. После окончания обучения Бренна был приглашен графом Станиславом Потоцким в Польшу, где работал во дворцах и замках местных вельмож. Именно в Польше он познакомился с будущим императором Павлом I, по приглашению которого в 1784 году приехал в Россию и начал работу в Павловске. После восшествия на престол Павел I, покровитель мастера, назначил его первым архитектором императорского двора, а 4 марта 1797 года поручил ему строительство своей новой резиденции – Михайловского замка, который стал самой значительной работой Бренны в Санкт-Петербурге.
Работая над строительством резиденции Павла I Бренна составил чертежи не только дворца, но и строений рядом с ним: манежа, конюшен, кордегардий, всей площади перед замком. При помощи Карла Росси и Федора Свиньина архитектор подготовил для рассмотрения императором двадцать чертежей.
8 ноября 1800 года в связи с окончанием строительства Михайловского замка Винченцо Бренна получил чин действительного статского советника.
После смерти Павла I работы у архитектора стало гораздо меньше, он был отстранен от дел. В 1802 году Винченцо Бренна уехал в Европу и больше не возвращался в Россию.
Ливадийский дворец – уникальная жемчужина Южного берега Крыма. Место, вдохновляющее поэтов, художников, композиторов, путешественников. Место, судьба которого вобрала поворотные моменты истории. Это последнее сооружение, воздвигнутое в Российской империи для семейства Романовых. Окруженный изумительным парком, террасами, спускающимися по склонам холма Могаби до самого моря. Созданный талантом архитектора Н.П. Краснова в первом десятилетии прошлого века дворец и поныне привлекает к себе путешественников из разных уголков земного шара.
Впервые посетив свой новый дворец, Николай ΙΙ от лица всей своей семьи так охарактеризовал произведение архитектора: «Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь такой дом, выстроенный именно так, как мы хотели. Архитектор Краснов – удивительный молодец». За постройку дворца Николай Петрович Краснов удостоился звания Архитектора Высочайшего двора, а в 1913 году был избран академиком Петербургской академии художеств.
Дворец, возведенный в стиле Итальянского возрождения напряженным трудом талантливых и умелых строителей, по праву считается живописнейшим строением в окрестностях Ялты. Каждый из фасадов дворца имеет свой собственный неповторимый облик. Сердцем дворца является живописный Итальянский дворик с высаженными в нем розами и вечнозелеными растениями. Во дворике проходили съемки многих известных отечественных и зарубежных фильмов.
С Ливадийским дворцом связано не только пребывание на Южном берегу Крыма последнего Российского императора, но и ряд других культурных и политических событий, во многом повлиявших на ход европейской истории. В феврале 1945 года здесь проходили заседания Крымской (Ялтинской) конференции «большой тройки» – руководителей государств антигитлеровской коалиции в лице премьер-министра Великобритании У. Черчилля, президента США Ф. Рузвельта и председателя Совета народных комиссаров СССР И.В. Сталина. Ф. Рузвельт был настолько очарован дворцом, что упомянул о своем желании жить здесь по истечении срока президентских полномочий. По сегодняшний день дворец остается местом проведения важнейших политических встреч международного уровня.
В 2011 году Ливадийский дворец праздновал свое столетие. В настоящее время в залах дворца работает музей, в котором размещены экспозиции, посвященные пребыванию в Крыму семейства Романовых и проходившей здесь Крымской конференции. В стенах музея бережно сохраняются предметы, связанные с его историей и теми эпохальными событиями, которые здесь проходили. В фондах музея хранятся уникальные экспонаты, посвященные истории и политическим деятелям прошедшего столетия.
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, построен на 1-м Адмиралтейском острове по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1768-1785 гг. по заказу императрицы Екатерины II для её фаворита графа Г.Г. Орлова. Выдержанный в стиле классицизма, Мраморный дворец явился первым зданием Петербурга, фасады которого облицованы естественным камнем. Для его отделки Ринальди использовал различные сорта мрамора. Аттик главного входа украшен скульптурами Ф.И. Шубина, со стороны двора – рельефным фризом «Служение лошади человеку» П.К. Клодта.
Мрамор использовался и для внутренней отделки дворца. Один из красивейших интерьеров – Мраморный зал (отреставрирован в 2010 г.), стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.
Парадная лестница Мраморного дворца, выполненная по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков, богато украшена скульптурами и барельефами Ф.И. Шубина, на стене парадного вестибюля дворца установлен барельефный портрет Антонио Ринальди работы Шубина.
Парадный двор дворца с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами.
В оформлении интерьеров дворца участвовали живописец Стефано Торелли (плафон «Свадьба Купидона и Психеи» 1775 г. в Мраморном зале), скульпторы М.И. Козловский и Ф.И. Шубин, лепщики И. Фохт и А. Бернаскони, художник-миниатюрист Ф. Данилов, столяр А. Мейер.
В 1803-1811 гг. интерьеры дворца были переделаны под руководством архитектора А.Н. Воронихина, в 1840-х годах во дворце проводились реставрационные работы по проекту архитектора А.П. Брюллова.
В 1936 г. дворец был передан филиалу Центрального музея В.И. Ленина, для размещения экспозиции которого он был переделан архитекторами Н.Е. Лансере и Д.А. Васильевым, что привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа.
В настоящее время в залах Мраморного дворца размещается постоянная экспозиция «Иностранные художники в России XVIII – первой половины XIX века», там регулярно проходят выставки современных зарубежных и российских мастеров, проводятся различные конгрессы.
Ярославский железнодорожный вокзал в Москве, старое здание которого было построено в 1862 году архитектором М.Ю. Левестамом, подлежало кардинальной реконструкции по проекту Л.Н. Кекушева, утвержденному в 1901 году. Для корректировки плана перестройки был приглашен Ф.О. Шехтель. Корректировка закончилась созданием Шехтелем проекта нового здания Ярославского вокзала в неорусском стиле.
Новый проект вокзала предусматривал использование части старого вокзала, от проекта реконструкции Кекушева сохранились только колонны из лабрадора, служащие опорами выступающей части второго этажа, нависающей над платформой перрона отправления поездов. В настоящее время этот перрон встроен в зал ожидания.
Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, Шехтель сформировал объём главного пассажирского зала, соединив его с вестибюлем и аванзалом, что обеспечило прямой проход к перронам.
В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающие облик здания неповторимо причудливым.
Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было вызывать ассоциации с образом русского Севера.
Вокзал пережил две крупные реконструкции в советское время в 1946-1947 гг. и в начале 1960-х годов. Менее значительные по масштабу работы по реконструкции центрального зала предпринимались в 1995 году и в новом веке.
Ярославский железнодорожный вокзал в Москве является объектом культурного наследия Российской Федерации.
Исаакиевский собор, самый большой и красивый храм Санкт-Петербурга пережил четыре этапа строительства. Первый, деревянный, возвели в 1707 году. Собор был заложен в день рождения Петра I, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, в честь последнего он и получил свое наименование. Понимая недолговечность деревянного храма, в 1717 году Петр поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не выделялась индивидуальностью и во многом повторяла Петропавловский собор. В 1735 году собор сгорел в результате удара молнии. После такого «божьего знамения» храм был заброшен.
В конце своего царствования императрица Екатерина II решила возродить собор на новом месте, за спиной знаменитого «Медного всадника». Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но тот заболел и, не завершив строительство, уехал на родину. Император Павел I поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.
В 1816 году во время богослужения с потолка храма упал огромный кусок штукатурки. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально – приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакиевский собор главной церковью и украшением Петербурга. Конкурс выиграл проект выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Начавшееся в 1818 году строительство Исаакиевского собора растянулось на сорок лет.
Работу сдерживал ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также болотистая местность. Потребовалось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. В этих работах, занявших пять лет, было задействовано 125 тысяч рабочих. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии. Они устанавливались в течение восьми лет, после чего началось возведение стен.
На финальной стадии строительства на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил характерное для них пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.
Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет ушло на отделку интерьера. Гранит и мрамор для собора круглогодично доставлялись из каменоломен Финляндии и Карелии. На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.
Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Технология золочения куполов собора предусматривала использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.
Матвей Федорович Казаков (1738–1812 гг.) — выдающийся русский архитектор, представитель классицизма в российской архитектуре. Свою архитектурную карьеру он начинал как помощник архитектора П. Никитина при восстановлении Твери после пожара 1763 г. Большую роль для раскрытия таланта Казакова сыграла его совместная работа с Василием Баженовым над строительством Большого Кремлевского дворца в Москве в конце 1760-х гг. Матвей Федорович разработал несколько типов архитектурных сооружений самого различного назначения — от небольших жилых домов и церквей до огромных правительственных и общественных зданий, среди которых Петровский дворец, Сенатский дворец в Московском кремле, усадьба Петровское-Алабино, главный дворец в усадьбе Царицыно (на месте разобранных дворцов, построенных Баженовым) и др.
Здание Сената в Московском Кремле (1776-1787 гг.) является крупнейшим произведением Казакова. Его назначение в качестве резиденции правительственных учреждений нашло свое воплощение в классических формах искусства античности. Ведущими мотивами созданной Казаковым архитектурно-художественной композиции Сената явились формы античных ордеров, арки, своды, купола, творчески переработанные архитектором с учетом перспективы развития всего архитектурного ансамбля Кремля. Центр купола Сената Казаков поместил на линии, проходящей по оси Сенатской башни и середины кремлевской стены между Спасской и Никольской башнями, что органически вписало новое задние в ансамбль Кремля и Красной площади.
В плане здание Сенатского дворца представляет собой треугольник с внутренним двором, разделенным поперечными корпусами на три части. Центром композиции дворца является круглый купольный зал высотой 24, 7 м. — лучший парадный зал Москвы того времени с тремя ярусами окон, окруженный эффектной колоннадой коринфского ордера и обходной галереей, украшенный многочисленными барельефами по рисункам Казакова. Внутренняя поверхность купола зала украшена кессонами и лепными розетками.
Все помещения Сената хорошо связаны друг с другом сквозными коридорами, идущими по периметру дворов. Общая конфигурация плана была вызвана формой участка, ограниченного кремлевской стеной, бывшим Чудовым монастырем и зданием Арсенала. В целом композиция сооружения представляет собой систему простых объемов с четким соподчинением частей, распределенных в строгом соответствии с их практическим назначением.
Протяженные фасады Сената, имеющие вертикальные членения, объединены охватывающим все здания богато декорированным карнизом, который придает строгой внешности здания черты торжественной парадности. Основным организующим элементом фасада служит ритм пилястр и лопаток, поставленных на высокий пьедестал, охватывающий цокольный и первый этажи здания.
Главный фасад Сенатского дворца, ведущий во внутренний двор здания со стороны Сенатской площади, построен в виде триумфальной арки с ионическим четырехколонным портиком, фронтоном и куполом овального зала, расположенного над въездной аркой.
Архитектура Сенатского дворца явилась высоким примером построения монументальной композиции круглого купольного зала-ротонды, классическим образцом строительства парадных залов монументальных зданий гражданского и культового зодчества.
Царицыно в качестве подмосковной резиденции для императрицы Екатерины II было начато строительством по проекту архитектора Василия Баженова в мае 1776 года на территории купленной у князя Кантемира усадьбы «Черная грязь». Название Царицыно возникло позднее. Резиденция задумывалась как архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из нескольких дворцов и построек различного назначения, оформленных в одном стиле. Первоначальным проектом предусматривалось возведение 17 крупных объектов и нескольких парковых павильонов. Основными объектами являлись Главный корпус (объединявший три дворца — для Екатерины II, для наследника престола Павла и для внуков императрицы Александра и Константина), Малый дворец — собственные покои императрицы, Средний дворец, или Оперный дом (предположительно как место для официальных приемов), Большой, Первый, Второй и Третий Кавалерские корпуса и Камер-юнфорский корпус, предназначавшиеся для свиты императрицы, и массивный Хлебный дом (Кухонный корпус).
Ансамблю не было суждено стать императорской резиденцией: в 1785 году, когда строительство большинства ее объектов было завершено, Екатерина II «изволила восприять шествие в село Царицыно», после чего приказала снести не понравившийся ей Большой дворец и поручила Матвею Федоровичу Казакову построить другой. Разобран был не только Большой дворец, но и Камер-юнфорский корпус, Большой Кавалерский корпус. М.Ф. Казаков строил новый Большой дворец в течение 10 лет. Это был протяженный с башнями дворец-замок в неоготическом стиле, ознакомиться с которым Екатерина II не успела. После ее смерти в 1796 году император Павел распорядился прекратить строительные работы, и ансамбль стал постепенно приходить в запущение. Его масштабная реконструкций ансамбля началась в середине 1980-х гг. и завершилась в 2007 году.
Наряду с дворцами и основными корпусами выдающимися памятниками архитектуры ансамбля Царицино являются Большой (Готический) мост, перекинутый через широкий овраг, Фигурный мост, Фигурные ворота, Павильон «Миловидов», галерея с аркой.
В конце 20-х годов XIX века по проекту знаменитого архитектора К.И. Росси на небольшом пространстве между набережными Невы и Фонтанки была построена самая короткая улица Санкт-Петербурга. Архитектурный ансамбль этой идеальной по пропорциям улицы включает в себя трехэтажные здания, расположенные по обеим ее сторонам, здание Александринского театра, замыкающее улицу с одного конца, и площадь Ломоносова с другого. Здание Александринского театра, построенное в 1828-1832 годах по проекту К.И. Росси, является замечательным примером русского классицизма. Портики с фронтонами, изящные белые колонны, ниши с установленными в них статуями, лепные украшения, скульптурная композиция «Колесница Аполлона» — все это делает здание театра замечательным памятником архитектуры. Трехэтажные здания имеют сравнительно скромные фасады, украшенные белыми сдвоенными полуколоннами дорического ордера, между которых расположены большие окна с полукруглыми завершениями, украшенные рельефным орнаментом. Здания построенные по единому проекту, имеют одинаковый внешний декор, благодаря чему создается впечатление, что улица состоит из двух идентичных домов. Нижние этажи первоначально представляли собой открытые галереи, но уже в 30-х годах XIX века их застеклили. Скромное убранство зданий на улице Зодчего Росси должно было подчеркнуть пышность и величественность здания Александринского театра, который выходит на улицу своим южным фасадом. Эта улица считается идеальной, ее длина, ширина и высота расположенных на ней зданий строго пропорциональны относительно друг друга. Ширина улицы равна высоте зданий и составляет 22 метра. Длина улицы в десять раз больше — 220 метров. Улица первоначально называлась Театральной, имя Зодчего Росси она получила в 1923 году. В одном из зданий улицы находятся Российская Академию балета имени знаменитой балерины А.Я. Вагановой, Театральная библиотека и Музей театрального и музыкального искусства.
Андреян (Адриан) Дмитриевич Захаров (1761-1811), выдающийся архитектор и преподаватель архитектуры, более всего замечателен своим ампирным Адмиралтейством — блестящей и по-своему бережной перестройкой старого барочного здания работы И. Коробова. Наряду с масштабностью и величественностью, здание Адмиралтейства служит ярким примером определенной «мягкости стиля» в рамках российского ампира.
В творческой биографии самого Захарова не меньшее место занимают сооружения в Гатчине, где он служил главным архитектором; но они куда менее известны и к тому же либо слишком сильно пострадали (как, например, лютеранская церковь св. Петра), либо слишком интегрированы в ансамбль парка, не будучи сопоставимы с Адмиралтейством в качестве самостоятельного объекта.
Кроме того, «пиком карьеры» Захарова было именно назначение его на пост главного архитектора Морского ведомства. Именно в этом качестве Захаров явился создателем ампирного Адмиралтейства.
Джакомо Кваренги (Giacomo Antonio Domenico Quarenghi 1744-1817) — один из величайших российских архитекторов-классицистов, тонкий знаток и уникальный интерпретатор стилистики классицизма. Оказал огромное влияние на формирование «царственного облика» отечественной архитектуры. Его произведения несут след безупречного вкуса и профессионального уважения к богатейшему наследию русского барокко, удачного сочетания разнородных архитектурных стилей.
К числу особенностей творческого почерка Кваренги относится его умение «античную правильность» архитектурных форм, заимствованных у античных строений, включать в ландшафт как сложившийся, так и формируемый. Наиболее ярким примером этому служит т.н. Мальтийская капелла в Санкт-Петербурге с ее сужающимся порталом в египетском стиле.
Мощь и глубина таланта Кваренги раскрываются прежде всего в построенных им больших, представительных объектах исторического центра Санкт-Петербурга. К ним относятся здание Смольного института (которому в 1994 году была посвящена памятная серебряная монета Банка России), здание Ассигнационного банка, представляющие собой яркий пример изящной классической упорядоченности архитектурных форм.
Признанным шедевром Кваренги является здание Эрмитажного театра Зимнего дворца, в котором сочетаются строгие прямые линии, пышный декор и «прихотливая кривизна» внешних мотивов: изгибов моста, набережной, линий реки — убедительное свидетельство присущего Кваренги высокого мастерства пейзажного раскрытия архитектурных форм.
___________________________________
Материалы взяты с сайта Банк России [Электронный ресурс].
Ссылка на источник: http://www.cbr.ru/.
Посмотреть товары для хранения монет серии «Архитектурные шедевры России» можно в разделе - Аксессуары для хранения монет серии «Архитектурные шедевры России».